АЛАН Р. ПЕРЛМАН Знаменитый преемник ARP 2600

20.03.2023
5 мин.
807
АЛАН Р. ПЕРЛМАН Знаменитый преемник ARP 2600

Преемник ARP 2500 ознаменовал значительное улучшение инструмента сразу в нескольких областях. Перлман и сотрудники ARP Instruments поняли, что между гибкостью и практичностью существует золотая середина. ARP 2600 был меньшим устройством с предварительно подключенными модулями, что приводило к меньшему количеству звуковых возможностей, но к более легкому доступу к воспроизводимым звукам. Вы все еще могли использовать патч-корды, если бы захотели поэкспериментировать, но они не являлись обязательными. Это сделало инструмент более подходящим для живых выступлений, что способствовало его популярности. Более того, еще одно усовершенствование сделало его всемирно известным. Опять же, мелочи решают очень многое. Клавиатуру в ARP 2600 можно было отсоединить от блока звуковых модулей и подключить к нему кабелем. Это было сделано для того, чтобы иметь дело с теми ситуациями, когда не было возможности поставить громоздкий кабинет перед клавиатурой. Но у творческих людей есть собственное мнение, и вот что сказал мультиинструменталист Эдгар Винтер: “В основном, тогда были Moog и ARP. В Moog был встроенный блок, а клавиатура были частью самого блока управления. Но у ARP 2600 была отдельная клавиатура, удаленная клавиатура, которая соединялась с мозгом или внутренностями инструмента с помощью кабеля. Я посмотрел тогда на клавиатуру и сказал: “Вау, она выглядит довольно легкой”. Похоже, на эту штуку можно надеть ремешок, как на гитару”. Уинтер вынес термин “портативный” далеко за пределы воображения создателей инструмента. Не портативный, в том смысле как при путешествии от одного выступления к другому, а портативный именно на сцене. По-сути в те годы появился самый ранний прототип кейтара с ремешком и длинным кабелем для подключения к блоку управления. И что может быть лучше, чтобы продемонстрировать эту новую штуковину в классическом инструментальном хите Frankenstein?

2 (18).png

Спустя десятилетия интересно отметить, насколько недальновидными были технологи ARP в отношении потенциала их инструментов в сфере коммерческой музыки. Боб Муг написал статью об ARP 2600 в книге Марка Вейла “Винтажные синтезаторы”: “Перлман считал, что школы с небольшими или средними музыкальными отделениями были основным рынком сбыта этого нового инструмента. Чтобы еще больше повысить образовательную ценность 2600, Перлман поместил графику на переднюю панель консоли, чтобы было легко следить за патчами сигналов, и использовал ползунки и ползунковые переключатели, чтобы было легко увидеть настройки управления и переключателей”.

Но этот потенциал не был потерян для многих замечательных клавишников в начале 1970-х, у которых теперь была свобода использовать его вживую на сцене. Жан-Мишель Жарр хорошо использовал его в своих задающих моду альбомах “Oxygène” и “Equinoxe”. Позже он сказал: “ARP подобны Stradivarius или Steinways в электронной музыке. Они были изобретены мастерами, которых мы сегодня поставили бы на один уровень с мастерами, создававшими скрипки, клавикорды, фортепиано”. Стиви Уандер, который в начале 1970-х экспериментировал со многими типами синтезаторов, маркировал свою панель управления 2600 шрифтом Брайля. Как и его предшественник, 2600 вошел в историю голливудского научно-фантастического блокбастера. В отличие от неизвестности, сопровождавшей прибытие инопланетян на Землю, на этот раз ARP был звуковым воплощением одного симпатичного, невысокого, вращающегося робота-помощника. Звукорежиссёр Бен Бертт вспоминает: “В сценарии “Звездных войн” как раз говорилось, что R2-D2 издает электронные звуки. Мне потребовалось полгода, чтобы понять это. Я очень нервничал, потому что R2 должен был говорить и действовать с Алеком Гиннессом. В итоге проблема была решена путем объединения клавишного ARP-синтезатора и моего голоса, создающего забавные маленькие звуки, похожие на R2, и их совместного исполнения. Я потратил бесконечное количество часов на редактирование небольших клипов и на их объединение. Вероятно, это был самый сложный звуковой эффект, над которым я когда-либо работал”.

ARP Instruments нашли восторженную аудиторию среди джаз-роковых и фьюжн-групп, которые были так популярны в 1970-х. Одним из клавишников, который любил ARP 2600, был уроженец Австралии Аллан Завод, который играл с Жан-Люком Понти во время пика его коммерческого успеха. Понти, одаренный скрипач, уже играл со многими крупными артистами этого жанра, включая “Return to Forever” Чика Кориа, “Mahavishnu Orchestra” Джона Маклафлина и Фрэнка Заппу. После подписания контракта с Atlantic Records в 1975-ом году он начал выпускать все более успешные альбомы. Аллан Завод присоединился к его группе год спустя и принял участие в его альбоме 1977 года Enigmatic Ocean, который достиг вершины джазового чарта Billboard. Как и другие джазовые музыканты, которые в то время увлекались синтезаторами, он смог продемонстрировать звучание этих инструментов в виртуозных соло. Отличным примером является его исполнение на любимую в репертуаре Жана-Люка Понти мелодию “Мираж”. В клипе, снятом во время выступления на Монреальском джазовом фестивале в 1982 году, он играет соло на отдельной клавиатуре ARP 2600, которое начинается с 3:10.

3 (11).png

Возможно, самым активным пользователем ARP 2600 был Джо Завинул, основатель “Weather Report”, одного из ведущих джаз-роковых ансамблей 1970-х годов. Джо Завинул использовал современные технологии в своей музыке и использовал их с большим энтузиазмом в композициях, которые он написал для группы. На его музыку повлияли мировые и этнические звуки и ритмы, и он любил использовать звуковые эффекты. Он постоянно искал новые звуковые возможности. В начале 1970-х Moog и ARP были ведущими поставщиками синтезаторов, поэтому, естественно, Завинул имел опыт работы с обоими. В интервью 1975-го года он высказал свое предпочтение: “Мне нравится ARP из-за того, что я могу с ним делать. Я слышу Муг, это сразу Муг. С ARP я могу делать вещи, которые тебя чертовски одурачат. Я могу прятаться между голосами, я могу делать все что угодно. Для меня это более естественный звук. Большое разнообразие оттенков.” Но Завинул, этот ненасытный мастер, нашел новые способы использования электронных инструментов: “ARP был великолепен. Я до сих пор играю на нем. Это была первая клавиатура, которую можно было инвертировать, другими словами, когда ваши руки поднимаются вверх, вы звучите вниз. Это зеркальная система, в которой C остается C, D становится B, D становится B и так далее. Когда вы играете таким образом аккорды, вы должны иметь хороший мозг. Что хорошо, так это то, что вы получите разные идеи. В “Black Market Weather Report” играли на перевернутой клавиатуре. Проверьте это.” Действительно, песня “Black Market” — это чудесная демонстрация ARP 2600 в умелых руках.

4 (7).png

К списку новостей Следующая новость

Сопутствующие товары

Купить онлайн
Совершить покупку Вы можете в любом из представленных ниже магазинов наших авторизованных дилеров: