АЛАН Р. ПЕРЛМАН Знаменательные 70-е вместе с ARP PRO Soloist и Odyssey

27.03.2023
8 мин.
1054
АЛАН Р. ПЕРЛМАН Знаменательные 70-е вместе с ARP PRO Soloist и Odyssey

1972-ой год был знаменательным годом для ARP Instruments. Компания выпустила на рынок два новых продукта, на этот раз сосредоточив внимание на производительности, а не на обучении. Первым был ARP Pro Soloist, улучшенная версия Soloist, более ранняя, инновационная, но безуспешная затея в мире пресетов. Коммутационные шнуры и тонны ручек и ползунков понравились музыкантам, которых не отпугивала техническая сложность, но это было явно не по вкусу каждому. Пресеты — это предварительно установленные настройки внутренних модулей синтезатора, которые генерируют звуки, подготовленные на заводе. Вы могли нажать всего на кнопку и вуаля, к вашим ногам приземляется орган, фортепиано, кларнет или виолончель. Очень прост в использовании, но очень мало влияет на изменение звука. Первоначальным рынком для инструмента были «домашние» клавишники, но ARP Pro Soloist не нашел там своей ниши. Через несколько лет этот рынок взорвался гораздо более дешевыми инструментами, в основном японскими. Серьезные музыканты также отказались от «Солиста» из-за его ограниченных возможностей и других технических проблем. Но инженеры в ARP Instruments не сдались и модель Pro Soloist исправила недостатки своего предшественника и почти удвоила количество звуковых пресетов. Меньшая форма инструмента «все в одном» была разработана таким образом, чтобы клавишники могли разместить его поверх своего основного инструмента, обычно электрического пианино или органа. В сочетании с привлекательностью предустановленных звуков, Pro Soloist стал одним из лучших инструментов у клавишников. Взглянув на рекламу ниже, можно увидеть аппетитный список музыкантов и альбомов с использованием ARP Pro Soloist: Стив Уолш в “Leftoverture” от “Kansas”, Джон Тоут с “Renaissance Live” в Карнеги-холле, Херби Хэнкок, Билли Престон, Том Костер из “Santana”.

2 (19).png

Через год после выпуска Pro Soloist получил широкую известность благодаря инструментальному хиту в стиле R&B, который занял первое место в чартах Billboard и был продан тиражом в полтора миллиона копий. Билли Престон, лучший сессионный клавишник конца 1960-х годов, известный своими музыкальными взаимоотношениями с Beatles, стал мегазвездой в начале 1970-х, исполнив множество хитов, в том числе инструментальную “Outa-Space”, популяризировавшую другой клавишный инструмент — клавинет. В 1973 году он выпустил следующий сингл под соответствующим названием “Space Race”. Pro Soloist занимает далеко не последнее место в этом треке. Когда в 1977-ом году его спросили, что он думает о модульных синтезаторах, Престон ответил: “Они очень хороши, но я предпочитаю предварительно пропатченные синтезаторы, потому что их проще и быстрее использовать на сцене”. Pro Soloist был идеальным вариантом для прагматичных клавишников. Информационный бюллетень ARP от 1974-го года гласит: “В “Space Race” Билли Престон концентрируется на двух основных голосах, трубе и тубе с эффектом «вау». Клавиатура, чувствительная к прикосновениям, используется для придания яркости звуку, что дает Билли интуитивное управление пальцами, которое ему необходимо для создания характерной и выразительной музыкальной линии”.

Неслучайно музыканты прогрессивного рока обожали синтезаторы. Жанр раздвигал границы по многим фронтам, одним из которых было слияние динамического диапазона симфонического оркестра в контексте рок-комбо. Pro Soloist идеален для прагматичных музыкантов с классическим образованием. Энтони Филлипс, первый участник “Genesis”, использовал его в своем сольном альбоме “The Geese and the Ghost” в 1977-ом году. Звуки, которые он играл на нем, не только появились в альбоме, но и вдохновили его на название, как объясняется на его веб-сайте: “Название происходит от двух звуков на синтезаторе ARP Pro-Soloist, который Ант играл на альбоме. Был один звук с повторяющимся эхом, который напомнил Анту и Майку Резерфорду о стае гусей, а другой имел “призрачное” качество, отсюда и “Гуси и призрак”. Но никто не использовал Pro Soloist так великолепно, как Тони Бэнкс, одаренный клавишник “Genesis”. В интервью 1976-го года журналу Keyboard Magazine он сказал: “Я играл на ARP Pro Soloist на сцене около трех лет. Я чувствую, что для моих собственных целей мне не нужен более сложный синтезатор. На этом синтезаторе можно быстро менять тон”. Киношоу, одно из коронных достижений в репертуаре группы, было выпущено в 1973-ом году на альбоме “Selling England by the Pound”. В нем есть почти пяти минутное соло Бэнкса, полное неожиданных поворотов. Бэнкс использует различные варианты звучания ARP Pro Soloist и его функцию послекасания, позволяющую “скруглять” ноты, когда вы сильнее нажимаете на клавиатуру. Его можно увидеть в кадре играющим на ARP в рамках выступления 1976-го года, начиная с 1:43.

3 (12).png

Другой инструмент ARP Odyssey, выпущенный в 1972-ом году, пережил все остальные. Это был первый компактный модульный синтезатор “все-в-одном” и грозный прямой конкурент Minimoog, чрезвычайно популярный (и не без оснований) в те времена. Odyssey был дуофоническим инструментом, он был первым созданным ARP инструментом, способным воспроизводить более одной ноты за раз. Это было серьезным улучшением, поскольку ранние синтезаторы были монофоническими, что ограничивало игроков одной одновременной нотой. Через несколько лет появились первые полифонические синтезаторы, устранившие это ограничение. Дэвид Френд, соучредитель ARP Instruments, разработавший Odyssey, позже сказал: “К тому времени, когда мы добрались до Odyssey, мы думали о сценических инструментах. На самом деле я набросал на бумаге дизайн элементов управления и того, что будет, где и куда будут переключаться переключатели. А потом нам нужно было сделать электронику приспособленной к «человеческому» интерфейсу. Я думаю, что в предыдущих поколениях вы больше думали о схеме, чем о том, насколько она удобна. К тому времени мы много думали о том, где будет размещён этот элемент управления, чтобы вы могли легко добраться до него”. Действительно, этот пользовательский опыт сработал очень хорошо. Спустя долгое время после того, как ARP Instruments прекратила свое существование, Odyssey получил вторую жизнь, когда Korg возродил его в новой модели, сохранив почти идентичную компоновку своего предка.

Одним из постоянных пользователей ARP Odyssey был Джордж Дюк, который увлекался синтезаторами во время работы в группе Фрэнка Заппы в середине 1970-х. Заппа, всегда стремившийся расширить разнообразие звуков, был движущей силой, изменившей карьеру Дюка: “Фрэнк Заппа познакомил меня с синтезаторами. Однажды он сказал мне, что я должен играть на синтезаторах. Это было так просто! Он купил ARP 2600 и поставил рядом с моим Rhodes. У ARP были все эти ручки, и он выглядел совершенно устрашающе. Я несколько раз приносил его домой с инструкцией, но ничего не получалось. Я думал, что вернулся в колледж и изучаю какой-то абстрактный иностранный язык. В итоге остановился на чем-то более простом. Это был ARP Odyssey”.

4 (8).png

Дюк всегда был практичным клавишником, и раскладка Odyssey идеально подходила ему. Еще более важным было удобство игры на инструменте: “С ручкой ARP я могу делать определенные вещи, чтобы добиться гитарного звука, чего я не могу добиться на Moog, из-за физического отношения моего большого пальца к высоте колеса модуляции. С ARP я могу переключаться между двумя нотами и повышать высоту тона то резко, то бешено иначе, чем на Moog. Это просто, и звучит совсем по-другому. При записи мелодии “Dawn” для альбома “The Aura Will Prevail” я воспользовался Odyssey, чтобы сыграть мелодию, потому что мог физически добиться вибрато, чего не мог добиться на Minimoog”. Трек “Dawn”, который открывает его сольный альбом 1975-го года “The Aura Will Prevail”, является прекрасным примером его мастерства игры на инструменте. Нет недостатка в кадрах, показывающих различные воплощения живых выступлений групп Заппы. На одном из них запечатлен Джордж Дюк с ARP Odyssey в забавном взаимодействии с хозяином. В клипе на третьей минуте показано, что Дюк вытворяет с этим синтезатором.

5 (7).png

Возможно, самый узнаваемый рифф, сыгранный на ARP Odyssey, принадлежит другому мастеру. В 1973-ем году, после выпуска серии объемных экспериментальных альбомов, Херби Хэнкок искал что-то более коммерческое. Результатом стал альбом “Head Hunters”, в котором смешались фьюжн, фанк и соул, который также стал большим хитом для Хэнкока с треком “Chameleon”. На песне, которая длится более пятнадцати минут, будучи агрессивно сокращенной для исполнения в эфире, фраза синтезаторного баса, с которой песня начинается, остается на протяжении всей оставшейся части. Minimoog славился своим толстым и глубоким басом, но и Odyssey в этом плане не отставал. Odyssey получила прекрасную известность благодаря “Хамелеону”, а популярность Хэнкока резко возросла благодаря “Охотникам за головами”, самому продаваемому джазовому альбому всех времен на тот момент. В клипе середины 1970-х вы можете увидеть, как Хэнкок играет эту басовую партию на Odyssey, начиная с 2:44. Также есть отличное соло на этом синтезаторе на 10:53 в начале выступления, где Хэнкок использует все звуковые возможности синтезатора — нажимая, поворачивая и сдвигая ручки влево и вправо. Лучше, чем любая лабораторная демонстрация, на которую ARP Instruments могла надеяться.

Компания ARP продолжала создавать инструменты в течение 1970-х годов, некоторые из них были более успешными, некоторые менее. К сожалению, ошибки в управлении и еще худшие стратегические решения по продукту нанесли ущерб компании, пока она не закрылась в 1981-ом году. Это был период заката аналоговых синтезаторов, и вскоре на смену пришли массовые и дешевые цифровые синтезаторы. Алан Перлман пошел дальше и продолжил свою карьеру в области высоких технологий и программного обеспечения, в какой-то момент он занимался программной эмуляцией ARP 2600. Но наследие ARP Instruments и музыка, играемая на этих аналоговых синтезаторах в 1970-х годах, остаются вне времени и продолжают вдохновлять многих современных музыкантов.

К списку новостей Следующая новость

Сопутствующие товары

Купить онлайн
Совершить покупку Вы можете в любом из представленных ниже магазинов наших авторизованных дилеров: